Прокурор области


Кожевников Константин Михайлович

Личная страница

Навигатор новостей

 

Поиск по сайту

Прокуратура разъясняет


Отсутствие у воспитателя профильного образование не может служить причиной его увольнения

21.11.2018  |  Правобережный район  |  Прочитано: 83тТ Изменить шрифт


Отсутствие у воспитателя профильного образование не может служить причиной его увольнения

Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 14.11.2018 № 41-П признал часть 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она используется в качестве обоснования прекращения трудового договора с воспитателями дошкольных образовательных организаций, принятыми на работу до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», успешно осуществляющими профессиональную педагогическую деятельность и признанными аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.

Часть 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает общие требования, предъявляемые к лицам, поступающим на работу, связанную с осуществлением педагогической деятельности. Данному законоположению корреспондирует предписание части первой статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающее, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

По своему предназначению в механизме правового регулирования трудовых отношений часть 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» направлена на исключение замещения должностей педагогов, воспитателей в образовательных организациях лицами, не имеющими профессиональной подготовки соответствующего уровня. Следовательно, установленные ею требования должны, по общему правилу, применяться при решении вопроса о приеме на работу, поскольку именно на этом этапе оцениваются деловые качества гражданина, его способность выполнять работу по определенной профессии, должности, в том числе наличие профессионального образования Что же касается периода до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», граждане, не имеющие необходимого профессионального образования, могли занимать должность воспитателя дошкольной образовательной организации. При введении в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не предполагалось, что оценке будет подвергаться наличие требуемого в соответствии с ним профессионального образования у педагогических работников, уже состоящих в трудовых отношениях и успешно осуществляющих профессиональную деятельность.

Согласно действующему правовому регулированию в сфере труда уровень квалификации лиц, состоящих в трудовых отношениях, их соответствие занимаемой должности, выполняемой работе могут быть предметом проверки в процессе проведения периодической, в том числе внеочередной, или однократной аттестации. При этом работодатель обладает широкими полномочиями, позволяющими ему обеспечить надлежащее исполнение работником трудовых обязанностей, в том числе расторгнуть с ним трудовой договор в случае несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (пункт 3 части первой статьи 81 ТК РФ).

Соответственно, для обеспечения эффективной организации трудового процесса в сфере дошкольного образования нет необходимости использовать иные правовые механизмы, которые без учета мнения работодателя и аттестационной комиссии допускают прекращение трудовых отношений с работником исключительно по формальным основаниям. В противном случае допускалось бы увольнение работника без учета его реальной способности осуществлять профессиональную деятельность, обусловленную заключенным трудовым договором, правовой природы трудовых отношений, основу которых составляет выполнение трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя, а также интересов и полномочий работодателя, который, как это следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения по подбору, расстановке и увольнению работников (Постановление от 24 января 2002 года N 3-П).

Прокурор Правобережного района г. Липецка    А.В. Ханжин


При использовании материалов сайта ссылка на пресс-службу прокуратуры области обязательна
Вернуться   |     | Сообщить об ошибке   | Версия для печати


Новости по теме


20.08.2019  |  Долгоруковский район  |  Прочитано: 415

Тема: Трудовое законодательство


13.08.2019  |  Октябрьский район  |  Прочитано: 160

Тема: Трудовое законодательство


Показать все

НАШИ КОНТАКТЫ

Дежурный прокурор:
Тел: 8 (4742) 27-34-59

Телефоны доверия

Для граждан:
Тел: 8 (4742) 27-34-27

Для предпринимателей:
Тел: 8 919-250-00-30

Приемная прокурора:
Тел: 8 (4742) 27-34-38

Почтовый адрес:
398000, г. Липецк,
ул. Зегеля, 25.

ПРОГОЛОСУЙ СЕЙЧАС!

Какие сферы наиболее подвержены коррупционным проявлениям?

здравоохранение
образование
ЖКХ
получение государственных и муниципальных услуг
деятельность органов контроля
государственные и муниципальные закупки
правоохранительная система
судебная система
иное